Хорошие фильмы

 
Хороших фильмов много не бывает

Режь красный

Повелитель бури

«Повелитель бури» (в оригинале «The Hurt Locker») — новый фильм Кэтрин Бигелоу, признанного мастера нагнетать адреналин, один из фаворитов Оскара-2009. Несмотря на заявленную тему (фильм о работе саперов), это не политический памфлет и не критика войны. Место действия — некая условная арабская страна, некий условный военный конфликт, некий условный отряд «Браво». Все это служит лишь фоном для истории о героях фильма. Лучшие фильмы про войну, как мы знаем, обычно не про войну вовсе. «Повелитель бури» — именно такой случай.

После гибели героя Гая Пирса в подразделение ему на замену прибывает сержант Джеймс (Джереми Реннер). Фильм состоит из череды операций по разминированию, связанных между собой только действующими лицами — взводом саперов «Браво». Начинается фильм как хорошо снятый боевик, какие, без сомнения, Кэтрин Бигелоу снимать умеет, но постепенно действие отходит на второй план, а на первый выходят люди.

Герой Джереми Реннера, сержант Уильям Джеймс, заставил своих напарников поволноваться за здоровье и собственные жизни. Он кажется опасно безрассудным, но на самом деле он просто нашел свое место, и оно оказалось здесь, на войне. Что с одной стороны пугает, а с другой вызывает уважение — это то, что у него хватило мужества признаться себе в этом. Ему нравится работа сапера, для себя он видит ее полной смысла. Он понимает, что может умереть в любой момент, и в меньшей степени это зависит от него самого, поэтому не особо церемонится на операциях, а просто принимает риск и делает все от него зависящее. По его собственным утверждениям, он обезвредил уже более 700 бомб.

Весь фильм по сути — это история сержанта Джеймса, такого героя нового времени. Режиссер совсем не играет со зрителем ни в какие кинематографические игры, а напротив, предельно обнажает суть. Условны время действия и антураж, условны второстепенные персонажи. Титр в самом начале прямым текстом говорит: «война — это наркотик».

Энтони Маки и Брайан Джерати хорошо сыграли напарников главного героя, но затмил всех молодой актер Джереми Реннер, сыгравший Джеймса. Музыка запомнилась своей ненавязчивостью и органичностью, оператор — напротив, чрезмерным присутствием. Сценарист Марк Боал, к слову, прожил в 2004 году несколько месяцев в Ираке как раз со взводом саперов, так что за достоверность сценария можно не переживать.

И пару слов об оригинальном названии картины. «Hurt Locker» на сленге американских саперов — мифологический «сундук боли», в который попадают саперы, подорвавшиеся на мине, по аналогии с сундуком Дейви Джонса у моряков.

Никита Прокопов, 11.02.2010

Кадры и актеры