Хорошие фильмы

 
Хороших фильмов много не бывает

Однажды в Вене

Перед рассветом

С этим фильмом у многих связаны личные воспоминания. Кому-то он поможет о чем-то вспомнить, кого-то встряхнет и даст надежду, кто-то переживет приключение вместе с героями. Но равнодушным не останется никто.

А началось все в поезде. Джесси едет в Вену, чтобы улететь домой в Америку, встречает Селин и уговаривает ее сойти в Вене, чтобы провести время до утра — денег на гостиницу у него нет, поэтому он собирается просто прогуляться по городу. И они разговаривают, разговаривают, разговаривают. Рассказывают друг другу о самых личных воспоминаниях и странных мыслях. И если сначала это просто разговор с незнакомцем, которому можно выложить все... Хотя нет, думаю, это никогда не был разговор с «просто незнакомцем».

— Мне всегда нравилось думать обо всех неизвестных, безымянных людях, затерянных в мире. Когда я была маленькой, я думала, что если никто из твоей семьи или друзей не знает, что ты умер — значит, ты и не умер вовсе. Люди выдумают для тебя хорошее и плохое. ... Это здесь. Да, эту я запомнила лучше всего. (на кресте имя: «Элизабет»). Ей было всего 13, когда она умерла. Для меня это было важно, наверное, потому что мне было столько же, когда я впервые была здесь... Теперь я на 10 лет старше, а ей всё еще 13. Странно...

Бывает и так, выражаясь в терминах Джесси, чтобы два маленьких осколка чьей-то когда-то большой души столкнулись в нужное время в нужном месте. Герои весь фильм разговаривают, ну так а что еще нужно двум влюбленным, чтобы узнать друг друга? Они оба молоды и искренни, в чем-то расстроены жизнью, но полны, в общем-то, надежд. И, конечно, верят в любовь. Известно, чем это кончится. То есть, конечно, неизвестно, ведь Джесси утром должен улететь в Америку. Но сейчас для них главное — не растерять такое хрупкое обаяние этой удивительной ночи.

Итан Хоук и Жюли Дельпи играют абсолютно естественно, а весь фильм по сути их актерский бенефис. Сами актеры говорят, что в чем-то они сроднились со своими героями, а их персонажи — частично — и есть они сами. Режиссеру и соавтору сценария Ричарду Линклейтеру идею фильма также подсказал собственный опыт: он познакомился с девушкой по имени Эми и они провели ночь в Филадельфии, болтая и прогуливаясь.

Такой вот очень простой по форме фильм, сделанный талантливыми людьми с искренностью и любовью, стал одним из лучших фильмов о любви в американском кинематографе. Кстати говоря, спустя в 2004-ом году вышла вторая часть фильма, рассказывающая о том, что произошло с этими же героями спустя девять лет. Но об этом в другой раз.

— Расскажи, что тебя бесит. По-настоящему выводит из себя.
— Бесит. Господи, да меня всё бесит.
— Ну, перечисли пару примеров.
— Ладно... Ненавижу, когда незнакомые мужчины на улице просят меня им улыбнуться, знаешь, чтобы сделать их унылую жизнь получше. Что еще? Ненавижу, что за 300 километров отсюда идет война, умирают люди и никто не знает, что делать. Или всем просто плевать, не знаю. Ненавижу, что СМИ пытаются контролировать наше сознание.
— СМИ?
— Да, масс-медиа. Знаешь, это делается так ловко, едва заметно, но это новая форма фашизма. Я ненавижу когда я за границей, например, в Америке — там хуже всего, так вот, каждый раз, когда я одета в чёрное или выхожу из себя, или вообще говорю что угодно о чём угодно — они всегда начинают: «О, это так по-французски, это так мииило». Буэ! Ненавижу. Просто не выношу, серьёзно.

Хорошее представление о фильме дает этот обзор от ЕленКи, там много цитат, рекомендую.

Никита Прокопов, 02.02.2010

Кадры и актеры