Хорошие фильмы

 
Хороших фильмов много не бывает

Он убьет вашего монстра

Беовульф

Пока голливудские продюсеры ищут сюжеты для блокбастеров в сиквелах и римейках европейских лент, сценаристы Роджер Эвери и Нил Гейман решили обратиться к классической англосаксонской поэме о короле Беовульфе. Изначально задумывавшийся значительно более скромным, переосмысленный сюжет эпоса заинтересовал Роберта Земекиса, который решил сделать из него крупнобюджетный блокбастер. И вот, спустя 13 веков после описанных в поэме событий, на экраны вышел фильм о приключениях гаута Беовульфа.

Ищущий славы воин, чье имя буквально означает «пчелиный волк», «медведь», приплывает во владения датского короля Хротгара, земли которого терроризирует монстр по имени Грендель. В тяжелой схватке Беовульф голыми руками побеждает Гренделя, но в пещерах ему предстоит столкнуться с еще более страшным монстром — матерью Гренделя.

Сценарий «Беовульфа» достаточно далеко ушел от первоисточника, предложив свою интерпретацию ключевых событий и превратив прямолинейный эпос в драматическую историю, каждый из героев которой, в отличие от оригинала, не так однозначен. Храбрым героем Беовульфом движет не храбрость, а скорее жажда славы, даже рассказы о своих подвигах он совсем не прочь приукрасить. Грендель — чудовище, не понимающее, что творит, изгой, который не может ужиться с людьми. Его мать, чуть ли не абсолютное зло в поэме — в первую очередь любящая мать, которая заботится о сыне. Основной акцент таким образом сместился с героических подвигов на личности самих героев, совершенные ими ошибки и бремя расплаты за них.

«Беовульф» вообще проект, необычный по многим параметрам. Взять актеров: удивительно, но Земекис умудрился на все роли позвать очень хороших актеров. Уже, кажется, очень знаменитый британский актер Рэй Уинстон в роли Беовульфа, Анджелина Джоли, почти один-в-один воспроизведенная в роли матери Гренделя, Энтони Хопкинс в роли короля Хротгара, Робин Райт-Пенн, Джон Малкович, Брендан Глисон и Криспин Гловер в роли Гренделя. Просто невероятный кастинг.

Отдельных слов заслуживает столь полюбившаяся Земекису технология полностью трехмерного моделирования мира с актерами, оцифрованными в 3Д. С одной стороны, технология уже достаточна отточена, чтобы воспринимать это как полноценный фильм, а не мультик, с другой, необычность визуального ряда в каком-то смысле играет «Беовульфу» на руку и придает происходящему дополнительный оттенок сказочности, эпичности. Режиссер не стесняется использовать и другие появившиеся возможности: захватывающие сцены битвы с подводным монстром и драконом, которые было бы невозможно снять традиционным способом; внешность некоторых актеров, включая Рэя Уинстона и Криспина Гловера, очень сильно изменена. С точки зрения актерской игры компьютерные модели полностью настоящих актеров заменить не могут, конечно, в этом смысле наименее удачная часть фильма — это лица, а наиболее удачная — озвучание, в которое никакие технологии не вмешивались.

В целом, к счастью для зрителя, технологии влились в повествование органично и не перевесили остальных аспектов фильма. На данный момент, даже после выхода «Аватара», «Беовульф» — единственный трехмерный фильм, в котором ценность рассказанной истории превышает восторг от использования новой технологии. И посмотреть его стоит именно как полноценный художественный фильм, благо достоинств у него хватает.

Никита Прокопов, 17.01.2010

Кадры и актеры