Хорошие фильмы

 
Хороших фильмов много не бывает

Что в воображении тебе моем?

Воображариум доктора Парнаса

Мне, можно сказать, повезло: первым фильмом 2010 года, который я посмотрел, оказался «Воображариум доктора Парнаса» Терри Гильяма. Надеюсь, что остаток года будет таким же удачным.

Заглавный герой «Воображариума...» — доктор Парнас, разочаровавшийся когда-то в своих убеждениях, забытый и никому не нужный в современном мире, хоть и обладает настоящими магическими способностями — властью над воображением людей, по воле случая или судьбы вынужден заключать все новые и новые сделки с Дьяволом. Дьявол же новые пари предлагает с удовольствием — из жажды соперничества, или из желания проверить Парнаса — зачем он это делает, не знает никто, но скорее всего это просто не дает ему заскучать. Ну и традиционно он собирает души, ведь условия пари всегда одни и те же: нескольким случайным людям предлагается сделать выбор между путем Дьявола и путем Парнаса, побеждает тот, кто привлечет на свою сторону больше сторонников. Разнятся только ставки.

Тема выбора вообще проходит через весь фильм. За волшебным зеркалом прошедшие не только видят свое истинное лицо, но и делают тот самый выбор, который определяет исход сделки, по сути, решают, кому отдать душу. Здесь все честно: абсолютно перед каждым человеком открыты оба пути, иногда, впрочем попавшие в зазеркалье этого не понимают. Сам Парнас также постоянно стоит перед выбором: заключать ему очередную сделку или нет. Только Парнас свой выбор делает не в зазеркалье, и не всегда легко определить, выиграет он от очередного пари больше или проиграет, а ведь рисковать приходится вещами весьма серьезными.

Можно проводить параллели с жизнью самого Гильяма, с которым судьба сыграла не одну злую шутку, в этом смысле история Парнаса — это частично и его собственная история. Не надо далеко ходить за примером: череда странных совпадений, преследующих Гильяма всю его творческую карьеру, не обошла стороной и «Воображариум...» — найденный повешенным под мостом в фильме, вдруг в разгар съемок умер Хит Леджер. И это не единственное печальное совпадение — в сценарии была строчка, которую Кристофер Пламмер не хотел произносить после смерти Хита: «В мире полно историй — комедий, мелодрам... и историй непредвиденной смерти», а в другой сцене Джонни Депп произносит длинную речь, очень похожую на надгробный панегирик в честь Хита. На этот раз Терри Гильям, кое-как оправившийся от не так давно развалившегося у него на глазах «Дона Кихота», имел бы полное право отчаяться и все бросить, но, к большому счастью, этого не сделал. Роль Тони спасли сразу три актера: Джонни Депп, Колин Фарел и Джуд Ло, сыгравшие преобразившегося в волшебном зеркале героя, что удачно вписалось в сюжет и добавило фильму новых граней. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. На этот раз Гильям все-таки выиграл пари.

В этом фильме, как и всегда у Гильяма, большую роль играет визуальная составляющая. В «Воображариуме...» полный комплект характерных тем: передвижной балаган, буйство воображения во всем, вплоть до самых мелочей, традиционный Гильямовский юмор, карлик (почти) из «Бандитов времени» и легкий налет сатиры, направленной на современное общество. Наиболее фантастический «зазеркальный» мир отдан на откуп компьютерной графике, остальное же снято вполне традиционно-замысловато, с любовью к деталям.

Признаться, «Воображариум...» произвел на меня настолько сильное впечатление, что как-то даже не хотелось выходить из кинотеатра обратно в реальность. В очередной раз Гильяму удалось увлечь нас в магический мир, растопив на два часа скуку повседневности.

Никита Прокопов, 07.02.2010

Кадры и актеры