Хорошие фильмы

 
Хороших фильмов много не бывает

Кто умрет последним, пусть выключит свет

Дитя человеческое

Для кино стало уже традицией предвещать человечеству скорую гибель, но не стоит списывать это на прихоть одних только сценаристов — к печальным мыслям их подталкивает, как правило, сама жизнь. И если финал всегда один, то детали со временем меняются — когда-то это был тоталитаризм, затем экология, а теперь это демократия. В ситуации полной определенности своего будущего, когда природа по неизвестным причинам лишила все человечество способности размножаться и обрекло его на вымирание в самый ближайший срок, люди полностью спустили тормоза. Только Великобритании удается ценой почти фашистского режима поддерживать относительный порядок. Кто-то (Клайв Оуэн) в этой ситуации потихоньку спивается, кто-то еще старается бороться, иногда из лучших побуждений (Джулиана Мур), иногда, чтобы вырвать место на кладбище себе по-удобнее. И когда вдруг беременеет девушка, впервые за 18 лет, у людей на секунду появляется повод забыть о сиюминутных драках, а для кого-то этого достаточно, чтобы жизнь вновь обрела пусть не надежду, но смысл.

Ожидать плохого фильма от Альфонсо Куарона, человека, сделавшего интересный фильм из Гарри Поттера, было бы глупо. Подававший надежды молодой мексиканский режиссер выстрелил так, что до сих пор звенят в ушах поврежденные перепонки. Это, в общем-то, не фантастика, а практически репортаж из сегодняшнего дня, с чуть преувеличенным градусом напряжения. Документальная стилистика здесь с большим успехом используется для погружения в пространство фильма, страх безысходности и ужасы повседневности ощущаются не где-то там за экраном, а непосредственно на собственной шкуре, здесь и сейчас. Большая заслуга в этом оператора Эммануэля Любецки, камера которого творит вещи новаторски прекрасные.

«Дитя человеческое» — событие очень яркое. Живой, не без элементов кинематографической интриги, но трогающий за душу фильм-высказывание о том, куда в ближайшем будущем скатится наш мир. Не предупреждение уже, а констатация факта.

Никита Прокопов, 23.02.2010

Кадры и актеры